Здравствуй, Зимушка-Зима! - сценарий для младших школьников
До проведения праздника проводится подготовительная работа: экскурсия в лес или парк, конкурс на лучший рисунок о зиме, сочинение на темы «Зима в лесу» или «Зима пришла»; подбор и запись загадок, пословиц о зиме и зимних явлениях; составление альбома «Зима», сбор и наклейка иллюстраций; разучивание стихотворений, сказок о зиме.
В день праздника украшают класс. На стенах вывешивают репродукции картин К. Юона «Русская зима», А. Пластова «Первый снег» и др., а также красиво оформленный плакат «Здравствуй, гостья-зима». На окна класса прикрепляют снежинки, силуэты зверей, сделанные из бумаги. На доске, имитируя зимний лес, приклеивают елочки, вырезанные из зеленой бумаги, на них нити серебристого дождя. По углам комнаты ставятся ветки деревьев, на них цепляется вата (снег), вырезанные из бумаги птицы: сороки, вороны, галки, воробьи, синички, снегири. Под ветками тоже снег из ваты, а по нему птицы «ходят» (силуэты птиц, приклеенных к вате). На стенке против доски — вырезанная из картона кормушка, и на ней тоже прикреплены силуэты птиц. К празднику разучивается игра «метелица» из книги Е. Благининой «Осень спросим», в которой участвуют ученики с ветками в руках, изображающие кустики; девочки-снежинки в белых платьях, на голове кокошники из фольги; девочка-метелица в белом длинном" платье; девочка-тучка в синем платье; мальчик-морозец в синем костюме с длинной белой бородой. Разучиваются танцы снежинок, конькобежцев, польки-снегурки, песни «Здравствуй, гостья-зима», «Здравствуй, зимушка-зима», «Снежинки» и др.
Ведущий: Ребята, вы должны научиться видеть и любить природу. Наша русская природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Но мы не всегда замечаем эту красоту. Зимой природа совершенно не такая как весной, осенью и летом. Все становится белым, чистым, светлым, все изменяется, как в сказке. А. С. Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница зима». На темную землю зима набросила алмазное покрывало, а на деревьях повесила серебряную бахрому. Реки покрыла льдом, построила мосты ледяные. Сегодня наш праздник посвящен русской зиме. (Открывает плакат «Здравствуй, гостья-зима».)
Хор исполняет русскую народную песню в обработке Я. Римского-Корсакова «Здравствуй, гостья-зима!» Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам — Песни Севера петь По лесам и полям. Есть раздолье у нас! Где угодно, гуляй, Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, Пусть мороз твой трещит: Наша юная кровь На морозе горит. Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам — Песни Севера петь По лесам и полям.
Ведущий: Многие писатели и поэты описывают зимнюю природу. Вот, например, как делает это Скребицкий в рассказе «Четыре художника».
Выходит ученица в белой меховой шапочке, в сарафане.
Ученица: «Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Земля покрылась пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки, пуховые варежки на ветки надела. Чудесная получилась картина»
Выходят три ученика.
1-й ученик: А как хорош пушистый снег, Летящий с высоты! Он повисает на ветвях, Как белые цветы. 2-й ученик: Звенят сосульки в тишине — Осколки хрусталя, Уснули реки подо льдом, Под снегом спят поля. 3-й ученик: Рисует по утру мороз Узоры на окне, Друзья, хорошая зима У нас в родной стране. 1-й ученик: С неба падают снежинки, Словно белые пушинки, Покрывая все кругом Мягким бархатным ковром. 2-й ученик: Солнце полно светлой ласки, Все блестит, как в дивной сказке, Пруд зеркальный недвижим Под покровом ледяным. 3-й ученик: Зима пришла... За окнами, Где черных елок ряд, Пушистые и легкие Снежиночки летят. Летят, порхают, кружатся, Пушистые летят, И белым мягким кружевом Окутывают сад.
Группа девочек, одетых в белые платья, на головах у них кокошники из фольги, исполняет танец «Снежинки» на мелодию вальса. 4-й ученик: Лес, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимой. 5-й ученик (выходит и читает стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою-зимою»): Чародейкою зимою Околдован лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,— Не мертвец и не живой,— Сном волшебным очарован, Весь окутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мечет На него свой луч косой — В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. 6-й ученик: Все мы рады проказам матушки-зимы. Дети лепят снежную бабу, мчатся стрелой на коньках по прозрачному льду, играют в снежки, катятся с горы на санках и на лыжах.
Хор исполняет песню «Снежки», слова Дубровина, музыка Корганова. Хороши снежинок стаи, И сугробы высоки. Мы раздумывать не стали И скатали вмиг снежки. Припев: Бросай быстрей! Давай правей! Бери левей! Точней! Смелей!
Вот нагнулся, поскользнулся, Растянулся я на льду. Ничего, что промахнулся,— Я и лежа попаду. Припев. Все от снега побелело, Никого и не узнать. Видно, небо захотело Нас снежками закидать. Припев.
7-й ученик (читает стихотворение Н. Белякова «На санках»): В теплых шубах и ушанках Снежной зимнею порой Детвора на быстрых санках' Вихрем мчит с горы крутой. На ветру ребячьи лица Разгорелись кумачом Пусть колючий снег пылится, Пусть мороз сердитый злится — Все ребятам нипочем. 8-й ученик (читает стихотворение В. Донниковой «На катке»): Блестят коньки, Блестит каток, Пушистый снег искрится. Надень коньки Свои, дружок, Попробуй прокатиться. Пускай тебя Щипнет мороз — Смотри — не испугайся, Пусть заморозит он до слез — Ему не поддавайся. Не отступай, Скользи вперед,— Лети быстрее птицы! Мороз сердитый Отстает От тех, кто не боится.
Исполняет танец Конькобежцев на мелодию вальса. (Отрывок для ознакомления)